Муниципальное образование город Апатиты с подведомственной территорией

Министерством труда и социального развития Мурманской области разработаны информационные материалы по вопросам ,
возникающим по выплате опекунам совершеннолетних недееспособных граждан вознаграждения
за счет средств областного бюджета 

Вопрос: В чем заключается необходимость принятия регионального Закона «О вознаграждении опекунам совершеннолетних недееспособных граждан»?
Ответ: В Мурманской области численность совершеннолетних подопечных, находящихся под надзором в учреждениях, с каждым годом растет. На одинокого недееспособного гражданина, не имеющего близких родственников, установить опеку зачастую не представляется возможным.
В целях продления пребывания одиноких недееспособных граждан в привычной социальной среде 04.12.2020 принят Закон Мурманской области    № 2571-01-ЗМО «О вознаграждении опекунам совершеннолетних недееспособных граждан», которым предлагается выплачивать ежемесячно опекунам совершеннолетних недееспособных граждан вознаграждение в размере 17 000 рублей (далее - Закон Мурманской области № 2571-01-ЗМО).
Выплата вознаграждения будет осуществляться органом опеки и попечительства за счет средств областного бюджета на основании договора об осуществлении опеки на возмездных условиях (далее – договор).
 
Вопрос: Подлежит ли индексации размер вознаграждения?
Ответ: Размер вознаграждения подлежит индексации в порядке, предусмотренном законом Мурманской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период (Закон Мурманской области от 24.12.2020 № 2585-01-ЗМО «Об областном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов»).
 
Вопрос: Подлежит ли налогообложению вознаграждение?
Ответ: Статьей 3 Закона Мурманской области № 2571-01-ЗМО предусмотрена выплата опекунам, заключившим договор, вознаграждения за осуществление опеки за счет средств областного бюджета.
В соответствии с пунктом 1 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло.
Перечень доходов, освобождаемых от обложения налогом на доходы физических лиц, содержится в статье 217 НК РФ.
Оснований для освобождения от налогообложения вознаграждения в данной статье не содержится.
Таким образом, вознаграждение подлежит обложению налогом на доходы физических лиц органом опеки и попечительства в соответствии с п. 1.4 порядка назначения, выплаты и прекращения выплаты вознаграждения опекунам совершеннолетних недееспособных граждан (далее – Порядок), утвержденного  Постановлением Правительства Мурманской области от 20.01.2021 № 11-ПП.
 
Вопрос: В каком размере будет выплачено вознаграждение опекуну, если договор был заключен 28.01.2021?
Ответ: Пунктом 2.6 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Мурманской области от 20.01.2021 № 11-ПП, установлено, что вознаграждение выплачивается со дня заключения договора до дня его расторжения пропорционально количеству календарных дней в месяце, приходящихся на период исполнения опекуном своих обязанностей.
Таким образом, после заключения договора опекун исполнял свои обязанности в период с 28.01.2021 по 31.01.2021 (четыре календарных дня), размер вознаграждения составит 1908,5 рублей с учетом удержанного налога                               (17000/31*4 - 17000/31*4* 0,13% = 1908,5).
 
Вопрос: В каких случаях органы опеки и попечительства смогут назначить вознаграждение опекуну?
Ответ: Условия выплаты вознаграждения установлены в статье 2 Закона Мурманской области № 2571-01-ЗМО.
Выплата вознаграждения будет осуществляться в следующих случаях:
1) опекун и подопечный постоянно или преимущественно проживают на территории Мурманской области;
2) опекун не имеет обязательств перед подопечным, предусмотренных Семейным кодексом Российской Федерации;
3) опекуну не назначена выплата вознаграждения за счет доходов от имущества подопечного, средств третьих лиц;
4) опекуну не предоставлено в безвозмездное пользование имущество подопечного.
 
Вопрос: Можно ли назначить вознаграждение опекуну, ранее осуществляющему свои обязанности безвозмездно до принятия Закона Мурманской области № 2571-01-ЗМО?
Ответ: Согласно пункту 2 статьи 16 Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (далее - Федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ) орган опеки и попечительства, исходя из интересов подопечного, вправе заключить с опекуном договор об осуществлении опеки на возмездных условиях.
Для назначения вознаграждения опекун представляет в орган опеки и попечительства по месту жительства (в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, - по месту жительства подопечного) заявление и документы, перечень которых определен в порядке назначения, выплаты и прекращения выплаты вознаграждения опекунам совершеннолетних недееспособных граждан, утвержденном постановлением Правительства Мурманской области от 20.01.2021 № 11-ПП.
Основаниями для отказа в назначении вознаграждения являются:
1) непредставление или представление неполного комплекта документов, подтверждающих право на вознаграждение;
2) несоответствие опекуна условиям, предусмотренным статьей 2 Закона Мурманской области № 2571-01-ЗМО.
Таким образом, орган опеки и попечительства в течение 15 календарных дней со дня представления документов опекуном, осуществляющим свои обязанности безвозмездно, принимает решение о назначении вознаграждения либо решение об отказе в его назначении.
В соответствии с пунктом 4 статьи 4 Закона Мурманской области            № 2571-01-ЗМО право опекуна на вознаграждение возникает с момента заключения договора об осуществлении опеки.
 
Вопрос: Какие у опекуна могут быть обязательства, предусмотренные Семейным кодексом Российской Федерации (далее – СК РФ)?
Ответ: СК РФ установлены алиментные обязательства.
Под алиментным обязательством понимается правоотношение, возникшее из соглашения сторон или решения суда, в силу которого одни члены семьи обязаны предоставлять содержание другим ее членам, а последние вправе его требовать.
Можно выделить две группы алиментных обязательств:
·                     алиментные обязательства первой очереди:
- между родителями и детьми;
- между супругами (бывшими супругами);
·                    алиментные обязательства второй очереди:
- между бабушками, дедушками и несовершеннолетними или совершеннолетними нетрудоспособными внуками;
- между братьями, сестрами;
- между воспитанниками и нетрудоспособными воспитателями;
- между пасынками, падчерицами и нетрудоспособными отчимом, мачехой.
Алиментные обязательства второй очереди возникают у родственников в случае невозможности взыскания алиментов с членов семьи из числа первой очереди.
В соответствии с положениями СК РФ алименты уплачиваются по соглашению сторон, а при отсутствии соглашения об уплате алиментов члены семьи, указанные в статьях 85, 89, 93, 94, 95, 97, 98 СК РФ, вправе обратиться в суд с требованием о взыскании алиментов.
Для оказания консультативной помощи Министерством социального развития Мурманской области было направлено информационное письмо по вопросам взыскания алиментов в пользу нетрудоспособных недееспособных граждан, которые нуждаются в помощи со стороны близких родственников (письмо от 26.02.2018 № 09-05/1369-СМ).

Вопрос: Может ли у недееспособного гражданина быть несколько опекунов? Каков порядок назначения им вознаграждения?
Ответ: Может, так как орган опеки и попечительства, исходя из интересов подопечного, вправе назначить ему несколько опекунов.
Например, совершеннолетние брат и сестра могут быть опекунами своей недееспособной тети, а значит, имеют равные права и опекунские обязанности, несут солидарную ответственность.
В случае если ведение дел подопечного поручается опекунами одному из них, это лицо должно иметь доверенность от другого опекуна.
При назначении подопечному нескольких опекунов вознаграждение распределяется между опекунами в равных долях.

Вопрос: Может ли один человек быть опекуном нескольких подопечных?
Ответ: В соответствии с п. 6 статьи 10 Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ одно и то же лицо, как правило, может быть опекуном только одного гражданина.
Органы опеки и попечительства, исходя из интересов подопечных, имеют право назначить одно и то же лицо опекуном нескольких подопечных. В акте о назначении опекуном второго и следующих подопечных орган опеки и попечительства обязан указать причины, по которым опекуном не может быть назначен другой гражданин.
При назначении одного опекуна нескольким недееспособным гражданам вознаграждение выплачивается за каждого подопечного.

Вопрос: Можно ли назначить вознаграждение опекуну, который пользуется жилым помещением, принадлежащим на праве собственности подопечному, и имеет регистрацию по другому адресу?
Ответ: В соответствии с п. 4 статьи 17 Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ опекуны не вправе пользоваться имуществом подопечных в своих интересах, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16 вышеназванного закона.
В п. 3 статьи 16 Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ определено, что по просьбе опекуна, добросовестно исполняющего свои обязанности, орган опеки и попечительства вместо выплаты вознаграждения вправе разрешить ему безвозмездно пользоваться имуществом подопечного в своих интересах.
В договоре об осуществлении опеки на возмездных условиях должны быть указаны состав имущества подопечного, в отношении которого разрешено безвозмездное пользование, и срок пользования имуществом подопечного.
Безвозмездное пользование опекуном жилым помещением, принадлежащим подопечному, допускается при удаленности места жительства опекуна от места жительства подопечного, а также при наличии других исключительных обстоятельств.
Таким образом, опекун имеет право обратиться с заявлением о безвозмездном использовании жилого помещения, принадлежащего недееспособному гражданину, или с заявлением о выплате вознаграждения за счет средств областного бюджета.

Вопрос: Можно ли назначить вознаграждение опекуну, исполняющему свои обязанности временно?
Ответ: В п. 6 статьи 11 Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ определено, что основанием возникновения отношений между опекуном и подопечным является акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна, в котором может быть указан срок действия полномочий опекуна, определяемый периодом или указанием на наступление определенного события.
В случае если орган опеки и попечительства назначил опекуна в общем порядке и установил срок исполнения им обязанностей, то он имеет право обратиться в орган опеки и попечительства с заявлением о выплате вознаграждения.
Форма заявления о выплате вознаграждения, утверждена приказом Министерства труда и социального развития Мурманской области от 27.01.2021 № 51 «Об утверждении административного регламента по предоставлению государственной услуги «Прием документов органами опеки и попечительства от лиц, желающих установить опеку над совершеннолетними недееспособными гражданами, попечительство над ограниченно дееспособными гражданами».

Вопрос: Что понимается под условием для назначения выплаты вознаграждения «опекун и подопечный постоянно или преимущественно проживает на территории Мурманской области»?
Ответ: Место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает, понимается как место его жительства (п. 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» местом жительства гражданина признается жилое помещение (например, жилой дом, квартира, комната), где он постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных законных основаниях и в котором он зарегистрирован по месту жительства (далее - Закон от 25.06.1993 № 5242-1).
Местом жительства гражданина, относящегося к коренному малочисленному народу Российской Федерации, ведущего кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеющего места, где он постоянно или преимущественно проживает, в соответствии с вышеназванным законом может быть признано одно из поселений, находящихся в муниципальном районе, в границах которого проходят маршруты кочевий данного гражданина.
Регистрация гражданина по месту жительства - это его постановка на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке сведений о месте жительства гражданина и о его нахождении в данном месте жительства.
Место жительства гражданина может быть установлено судом на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с регистрацией его компетентными органами, поскольку регистрация или ее отсутствие не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан (ч. 2 статья 3 Закона от 25.06.1993 № 5242-1; Определение Конституционного Суда РФ от 05.10.2000 № 199-О).
Изменение гражданином места жительства влечет снятие его с регистрационного учета по прежнему месту жительства.
Таким образом, в один период времени у гражданина не может быть более одного места жительства.
Вместе с тем законодательством предусмотрена возможность регистрации гражданина одновременно по месту жительства и по месту пребывания. При этом регистрация по месту пребывания производится без снятия с регистрационного учета по месту жительства (ч. 1 статьи 5 Закона от 25.06.1993 № 5242-1).

Вопрос: Существуют ли подобные выплаты опекунам в других субъектах РФ?
Ответ: Опыт существующих практик показал, что возмездная опека успешно реализуется в девяти регионах России. Опекунам за счет средств областного бюджета выплачивается вознаграждение в фиксированной сумме, размер которого варьируется от 2000 рублей до 9704 рублей. В ряде субъектов Российской Федерации (Вологодская область, Камчатский край) размер вознаграждения равен минимальному размеру оплаты труда.
Например, принятие Закона Камчатского края от 29.12.2014 № 561 позволило решить проблему подбора опекунов (численность граждан, выразивших желание стать опекуном, увеличилась на 28 человек) и развить стационарозамещающую технологию на территории Камчатского края.
Региональные законы позволили материально стимулировать опекунов, что повысило уровень социальной защищенности недееспособных граждан, создали условия для успешной интеграции их в общество, а также сэкономить бюджетные средства в сфере социального обслуживания. 


Кто может быть назначен опекуном и попечителем?
Опекунами и попечителями могут назначаться только совершеннолетние дееспособные граждане. Не могут быть назначены опекунами и попечителями граждане лишенные родительских прав, а также граждане, имеющие на момент установления опеки или попечительства судимость за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан. Опекун или попечитель может быть назначен только с его согласия. При этом должны учитываться его нравственные и иные личные качества, способность к выполнению обязанностей опекуна или попечителя, отношения, существующие между ним и лицом, нуждающимся в опеке или попечительстве, а если это возможно - и желание подопечного.

Каким образом орган опеки и попечительства может осуществлять контроль над расходованием денежных средств?
Согласно ст.25 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» опекун иди попечитель ежегодно не позднее 1 февраля текущего года представляет в орган опеки и попечительства в письменной форме отчет за предыдущий год о хранении, об использовании имущества подопечного и управлении этим имуществом. Отчет опекуна или попечителя должен содержать сведения о состоянии имущества и месте его хранения, приобретении имущества взамен отчужденного, доходах, полученных от управления имуществом подопечного, и расходах, произведенных за счет имущества подопечного. К отчету опекуна или попечителя прилагаются документы (копии товарных чеков, квитанции об уплате налогов, страховых сумм и другие платежные документы), подтверждающие указанные сведения, за исключением сведений о произведенных за счет средств подопечного расходах на питание, предметы первой необходимости и прочие мелкие бытовые нужды.

В каких случаях опекун может быть отстранен от исполнения своих обязанностей?
Орган опеки и попечительства вправе отстранить опекуна от исполнения возложенных обязанностей в случае: - ненадлежащего исполнения этих обязанностей; 
- нарушения прав и законных интересов подопечного, в том числе при осуществлении опеки и попечительства в корыстных целях либо при оставлении подопечного без надзора и необходимой помощи; 
- выявления органом опеки и попечительства фактов существенного нарушения опекуном установленных законом или договором правил охраны имущества подопечного и (или распоряжения этим имуществом). 


AA